ВОПРОС: 1.Должен ли быть в подразделении отдельный план достижения целей в области качества или он должен входить составной частью в общий план работы подразделения? 2.Должны ли цели в области качества отражать абсолютно все направления деятельности подразделения? Если нет, то как доказать аудиторам свою правоту?
Добрый день!
Спасибо за ваш вопрос!
Ответ на 1 вопрос:
Давайте сначала обратимся к требованиям п.5.4.1 национального и международного стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) применительно к Целям в области качества.
В ГОСТ Р ИСО 9001 звучит так: Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества,включая необходимые для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации.
Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
А в Международной версии - ...были установлены для соответствующих функций и на соответствующих уровнях организации.
То есть слово "подразделение" в международном стандарте нет. Возможно за это и зацепился ваш аудитор.
Но это не главное - требования стандарта ИСО 9001 очень "размытые" и всегда найдется повод для дискусий - и всегда можно доказать свою правоту.
В вашем случае сначала нужно обратится к требованиям, указанным в ваших внутренних нормативных документах СМК, если вы себя сами обязали разрабатывать подобные планы работ по достижению целей, то, конечно, аудитор вправе их спросить, если таких требований нет, то это просто "хотелка" аудитора.
Но, как правило, доказательством участия подразделения в достижении целей в области качества для аудитора могут служить любые записи, отражающие деятельность подразделения - это и отметки в планах работ, отчеты, акты, журналы и т.д.
Проверить все ли у вас в порядке с Целями - очень легко, достаточно применить к данной деятельности цикл PDCA-Планируй-делай-контролируй-анализируй и улучшай.
Т.е. допустим у вас есть цель - повысить квалификацию нескольким сотрудникам. Если у вас это заложено в плане работ вашего подразделения, то дополнительно еще где-то это планировать не имеет смысла. Далее - выполнение и контроль данной цели отражается в протоколах по обучению, журналах и т.д., а анализ результативности цели проводится при анализе со стороны руководства или других мероприятиях (совещания, днях качества и т.д.)
Таким образом, для "нормального" аудитора доказательствами выполнения мероприятий по достижению целей и будут служить вышеперечисленные документы. Технология аудита очень проста - есть цель; есть запланированные мероприятия по ней, есть записи, отражающие выполнение и контроль по данной цели; есть записи по анализу результативности достижения данной цели - какие это записи?! стандарт ИСО 9001 НЕ УСТАНАВЛИВАЕТ!!! и вы всегда вправе сами для себя их определить.
Теперь по 2 вопросу:
Согласно п 5.4.1 Цели устанавливаются высшим руководством. Какие это цели и и в каких направлениях они должны быть стандарт ИСО 9001 также не регламентирует, лишь рекомендует в ИСО 9004 направление по улучшению деятельности организации, но требования по "абослютному улучшению" нигде нет.
Соответственно "улучшать" можно как и во всех направлениях, так и в каком-то одном-организация сама для себя определяет эти направления для улучшений!! Для аудитора главное "видеть" эти улучшения.
Если вам аудитор выставляет несоответсвие что вы что-то не включили в свои цели, требуйте от него аргументированный ответ со ссылками на конкретные требования стандарта ИСО 9001 и требованиями вашей внутреней нормативной документации. Как правило такое несоответствие "перетекает" в рекомендацию на улучшение, так как организация сама для себя определяет цели для улучшения своей деятельности, и аудитор лишь доллжен проверить их на согласованность с политикой и результативность их достижения.
|